Наши специалисты:

.

Учредитель центра

Медиатор, детский
и подростковый психолог

+7(902) 208-20-68
Гор.тел.
Пензы:
 78-20-68
Разрешение школьных конфликтов

Конфликт в школе: что делать в случае причинения ущерба?

Особую категорию конфликтов в школе составляют проблемные ситуации, в результате которых имеет место факт причинения ущерба: физического, морального и/или материального. Как правило, это происходит в результате (1) школьной драки, (2) умышленной порчи имущества одноклассника или представителя педагогического коллектива школы, (3) неосознанных действий ребенка, находившегося в момент их совершения в состоянии аффекта. Важная отличительная особенность подобных конфликтных ситуаций – крайне высокая степень взаимонепонимания, ненависти и мстительности.

Традиционный способ реагирования родителей детей, оказавшихся в роли потерпевших в результате причинения им ущерба, - это обращение в правоохранительные органы с целью фиксирования факта причинения ущерба и определения его степени для последующего возбуждения уголовного дела в отношении обидчика и/или обращения в суд с исковым требованием о возмещении причиненного вреда.

В результате процессуальных действий участники конфликтных действий разбиваются на два лагеря: жертва события и виновник произошедшего. Однако независимо от действий официальных органов участники «военных действий» в школе вынуждены видеться в классе, на уроке и коридорах школы, а также продолжать общаться со своими сверстниками.

Родителям ребенка стоит задуматься о том, почему конкретная ситуация произошла именно с его ребенком...

Ребенок, оказавшийся в позиции «обиженный и оскорбленный», наделяется ближайшим его окружением статусом «слабак». Это в значительной мере подкрепляет у жертвы причиненного вреда тревожность и неуверенность в себе, что в дальнейшем приведет либо к возникновению неуправляемой ответной агрессии, либо к изолированному от общества поведению.

В свою очередь, ребенок, осознанно или неосознанно причинивший своими действиями вред другому, вынужден смириться с его отвержением и клеймением позором за свое «плохое» поведение.

Итог один - страдают все: и жертва, и обидчик! При этом важно, что это происходит независимо от решения официальных органов, Комиссии по делам несовершеннолетних или суда. Теперь главной проблемой для родителей становится вопрос: как залечить раны, образовавшиеся у их детей в результате проживания детьми подобных ситуаций школьной жизни?

Практика анализа ситуаций причинения ущерба детьми друг другу либо в отношении взрослого показывает, что такое противоправное деяние – это всегда «симптом» затяжного открытого или скрытого межличностного конфликта между представителями школьного сообщества, оказавшимися непосредственными его участниками. Школьники прибегают к силовым и противоправным, иными словами негодным, способам реагирования исключительно из-за незнания других эффективных и практических возможностей для выражения своей агрессии и прекращения разразившегося конфликта в школе.

Для родителей, чьи дети, оказались втянутыми в конфликтные ситуации, связанные с причинением детьми вреда друг другу, важно понимать, что как бы они не искали кого-нибудь виноватого в произошедшем событии, никого кроме своих детей они там не найдут. Иными словами, если бы в конфликте действующими лицами были другие дети, то и история конфликта, и ее последствия были бы иными.

Поведение ребенка, совершившего действия (не имеет значение осознанно или неосознанно) по причинению вреда другому, указывает на дефект в его способности отвечать за что-то, в частности за свои поступки, перед кем-то, т.е. самим собой и своими родителями, друзьями и одноклассниками, близкими людьми и обществом в целом.

Родителям ребенка, оказавшегося в роли жертвы события, стоит задуматься о том, почему конкретная ситуация произошла именно с его ребенком: каким образом он представляет себя миру, что он был выбран для этой роли?

Для родителей действенным способом выхода из проблемной ситуации, который в значительной степени минимизирует вероятность возникновения подобного инцидента как в будущем «нарушителя», так и самой «жертвы» является обращение к медиатору – специалисту по разрешению межличностных конфликтов и правовых споров.

Деятельность медиатора в ситуациях причинения ущерба в отношении жертвы направлена на нормализацию ее состояния в результате осуществления комплекса мер, таких как: получение возмещения ущерба; высказывание обидчику своих негативные чувства в социально приемлемой форме; задавание вопросов и получение ответов на волнующие вопросы; приобретение уверенности, что никто не будет мстить; установление с обидчиком формата отношений, в максимальной степени исключающего вероятность повторение подобного случая.

В отношении ребенка, совершившего действия по причинению вреда другому, медиатор сосредотачивает свою работу на формировании у ребенка ответственного поведения: способности осознанно принять на себя ответственность за устранение и/или исправление последствий содеянного им. На практике это осуществляется путем организации медиатором совместного с жертвой обсуждения размера и формы возмещения ущерба. Так, для ребенка-обидчика появляется возможность восстановить чувство самоуважения и осуществить самовозрат в «общество законопослушных граждан», что в дальнейшем становится веским препятствием для повторного совершения деяния по причинению вреда.

Привлечение медиатора к разрешению школьного конфликта, связанного с причинением ущерба, позволяет завершить историю конфликта не «сводкой военных действий», с анализом понесенных потерь участвующих в конфликте сторон, а прекратить его с минимальными потерями личного времени, крови, пота и слез!!! В последнем случае проживание школьного конфликта для детей и их родителей становится опытом успешного преодоления сложной жизненной ситуации! Обращайтесь к профессионалам!